Четыре тоннелепроходки ведется на центральном участке Троицкой линии метро

СтройБезопасностьНовостиЧетыре тоннелепроходки ведется на центральном участке Троицкой линии метро

Четыре тоннелепроходки ведется на центральном участке Троицкой линии метро

23 сентября 2022

После завершения первой проходки на центральном участке будущей Троицкой линии продолжается строительство еще четырех тоннелей, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Центральный участок перспективной Троицкой линии длиной порядка 9 км со станциями «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская» активно строится, здесь работают четыре тоннелепроходческих механизированных комплекса», – отметил Андрей Бочкарёв.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ#6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей.

Назад

По словам заммэра, это приближающийся к финишу на левом тоннеле перегона между «Вавиловской» и «Новаторской» ТПМК «Людмила», недавно стартовавший со станции «ЗИЛ» к платформе «Крымская» ТПМК «Александра» и соединяющие тоннелями «Вавиловскую» с «Академической» тоннелепроходческие щиты «Марина» и «Ольга» – они преодолели в совокупности примерно две трети запланированного пути.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов добавил, что также в монтажной камере станционного комплекса будущей станции «Академическая», которая станет пересадочной с одноименной платформой Калужско-Рижской линии метро, осуществляется сборка ТПМК для строительства тоннеля в сторону «Крымской».

Он пояснил, что возведение основного конструктива станции начнется после завершения тоннелепроходки между «Академической» и «Вавиловской».

«На соседней «Вавиловской» ведутся монолитные работы – здесь уложено порядка двух тысяч кубометров бетона», – уточнил Юрий Кравцов.

Руководитель инжинирингового холдинга рассказал, что на станции «Крымская» продолжаются вынос инженерных коммуникаций и подготовительные работы к основному этапу строительства, а на станции «ЗИЛ», откуда недавно началась тоннелепроходка к «Крымской», ведутся устройство ограждающих конструкций котлована и земляные работы.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ#3
Троицкая (Коммунарская) линия метро

  • Троицкая (Коммунарская) линия метро

Троицкая (Коммунарская) линия метро

  • вопрос 1

    Где пройдет Троицкая линия метро?

  • вопрос 2

    Как строят Троицкую линию метро?

  • вопрос 3

    Зачем строят Троицкую линию метро?

В Москве строится новая радиальная линия метро – Троицкая. На ней будет 17 станций. Она пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы.

Запуск этой ветки положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов (ТиНАО).

Назад

Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. До 2025 года планируется запустить участок от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Здесь будет 11 станций:

«ЗИЛ» + пересадка на будущую Бирюлёвскую линию и МЦК;

«Крымская» + пересадка на МЦК;

«Академическая» + пересадка на Калужско-Рижскую линию;

«Вавиловская»;

«Новаторская» + пересадка на Большую кольцевую линию;

«Университет Дружбы Народов»;

«Улица Генерала Тюленева»;

«Тютчевская»;

«Мамыри»;

«Бачуринская»;

«Коммунарка» + пересадка на Сокольническую линию.

В период с 2025-го по 2026 год линию продлят до Троицка. Проект планировки этого участка пока находится в проработке.

«Сосенки»;

«Ракитки»;

«Десна»;

«Десёновское»;

«Ватутинки»;

«Троицк».

Подробнее о размещении станций Троицкой ветки читайте в нашем специальном разделе.

Назад

Без этой ветки столичная подземка не справится с растущими нагрузками:через несколько лет жители районов Академический, Гагаринский и Ломоносовский просто не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий. Поскольку транспортная инфраструктура этих станций не справится с постоянно увеличивающимся количеством пассажиров метро.

Назад

Длина Троицкой линии метро составит 40 км. Она соединит Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы, позволит осуществить пересадку на платформы Московского центрального кольца и другие линии Московского метрополитена.

Около новых станций проживает порядка 1 миллиона человек, а еще несколько сотен тысяч здесь работают или учатся. Все они получат метро в шаговой доступности.